Происхождение чайного гриба
Происхождение чайного гриба до настоящего времени вызывает массу вопросов и совершенно не ясно. Одни говорят одно, другие – совсем противоположное. И это при том, что о самом растении известно уже очень давно, и используется оно в быту не одним поколением людей. Что и говорить: чайный гриб все еще продолжает оставаться чудом природы, которое не могут понять даже самые именитые ученые.
Увы, естественные места обитания чайного гриба обнаружить так до сих пор никому и не удалось. Есть лишь предположение, что раз в простой воде гриб жить не может, значит, он появился в каком-либо водоеме, в котором произрастали особые водоросли, придающие воде свойства, очень схожие со свойствами чая.
Но это лишь предположение. Его легко опровергнуть, например, фактом о том, что в Мексике чайный гриб выращивают в искусственных водоемах, помещая в них плоды инжира. Каким-то образом стало известно, что нарезанный инжир способен наделить воду точно такими же свойствами, что и у чая. Следовательно, гриб мог возникнуть вовсе и не в водоеме, а в обычном забродившем ягодном соке, вине или иных напитках. Что, кстати, наиболее правдоподобно, учитывая тот факт, что ни рек, ни озер, по своему составу хоть немного напоминающих чайный раствор, учеными пока обнаружено не было.
По легенде, в Древнем Китае напиток из чайного гриба считался верным средством для продления жизни, обладающим божественной силой. Секрет его приготовления держался в строгом секрете и никому не раскрывался. Но рассказы о чудо-лекарстве быстро распространились далеко за пределы страны, и в 414 году, в Японию даже был вызван один из китайских медиков, дабы исцелить с помощью данного гриба умирающего императора Инкио. Император действительно был излечен, а гриб так и прижился в этой стране.
Предполагается также, что чайный гриб впервые появился сначала на территории Китая. Есть сведения, что в период правления династии Цинь, а это 221–207 годы до нашей эры, там из чайного гриба начали готовить божественный напиток, обладавший волшебной силой. Его могли пить только короли и высокопоставленные особы, их подданным же он даже не снился. Из Китая чайный гриб постепенно перекочевал в соседние страны: в Японию, затем в Корею и лишь потом попал в Россию.
Считается, что в Россию данное растение привезли солдаты, возвратившиеся с Русско-японской войны 1904–1905 годов. Возможно, так оно и было, но русские люди услышали о чайном грибе значительно раньше. Например, доподлинно известно, что отправившийся в 1835 году в Иркутск П. Р. Станцевич, задачей которого было составить отчет об инородцах, проживавших на исконных землях, уже тогда писал в своем дневнике о том, что в этом городе чай пьют весьма странно: не только горячий, но и холодный. Причем холодный готовят как квас, настаивая на скользкой лепешке, напоминающей гриб, что растет на гнилых пнях. Он также отмечал, что напиток этот довольно вкусный и им местные жители лечатся.
Очень долгое время чайный гриб в России считался всего лишь продуктом для приготовления освежающего, бодрящего напитка. И только во второй половине XIX века ученые усмотрели в его качествах лекарственные свойства. Во многих медицинских врачебных записях того времени говорилось о том, что голубушки-чиновницы заводили в своих домах по нескольку банок чайного гриба и во время светских бесед угощали всех необычным питьем, приготовленным из странного растения, похожего на сгнившие водоросли. Этим напитком в довольно короткий срок практически заменили медовуху. Все газеты твердили о том, что питье это целебнее и для здоровья полезнее, да и болезни лечит. Так появилась мода на чайный квас.
Но, несмотря на моду на напиток из чайного гриба, не все врачи относились к нему одинаково хорошо и доверительно. Были и такие, кто не доверял непонятным субстратам и пытался их исследовать. Например, врач Штильман, проживавший в Гданьске, решил прежде тщательно изучить этого загадочного иностранца, выяснить его происхождение, положительные и отрицательные стороны и только затем начинать применять его для лечения людей и животных. Взявшись за эту работу, Штильман довольно быстро понял, что чайных грибов имеется три разновидности. В основе каждой лежит зооглея, но суть у всех все же разная.
Штильман считал, что чайный китайский гриб представляет собой тяжелую слоистую пленку, морской индийский рис имеет пленку легкую, и она образуется из-за недосмотра, когда воду в банке забывают менять на протяжении очень большого количества времени (3–6 месяцев). Он даже делал осторожные предположения по поводу того, что морской рис – это зерна чайного гриба, из которых можно вырастить сам гриб. Промежуточное же состояние этого роста Штильман называл тибетским молочным грибом, тем самым, с помощью которого сквашивали молоко. Увы, довести свою работу до логического конца ему так и не удалось в связи с тем, что Медицинская академия наук так и не выделила ему средства на изучение чайного гриба, посчитав эту работу бессмысленной и совершенно ненужной.
Но спустя некоторое время неизвестным субстратом заинтересовались швейцарцы. В начале XX века они начали изучать морской индийский рис. Во время этих исследований Блюмер, Порхет и Мейер сумели наконец разграничить эти две культуры – чайный гриб и морской индийский рис – как по внешнему виду, так и по структуре образуемой ими пленки, доказав, что между растениями нет ничего общего.
В то же время было установлено, что данные особи вообще ошибочно называют грибами. На самом деле одним из компонентов, объединяющих их, является наличие в растениях уксуснокислых бактерий. Следовательно, чайный гриб, морской индийский рис и молочный тибетский гриб представляют собой особого рода культивированные уксусные матки, те самые, что всегда использовались при приготовлении уксуса. А уксусная матка – это как раз и есть зооглея, слизистая пленка, образующаяся стихийно и похожая на те, что появляются в пиве и вине. Она может быть разной, и каждая имеет свой собственный вкус и аромат.
Установлено, что морской индийский рис является зооглеей культивированной, и выведена она очень давно.
Позднее эти исследования были продолжены российским биологом А. А. Бачинской. Она путем опытов выделила в данных культурах наличие уксусных бактерий, тем самым подтвердив, что все они являются зооглеями. Она утверждала, что эти бактерии возникли естественным путем, развившись подобно слизи на напитках. Потом их на лапках и хоботках перенесли в разные жидкие продукты мухи или бабочки. Все разновидности зооглей она объединила под общим названием «чайный гриб», будучи уверенной, что лечебные свойства всех культур совершенно одинаковы. Но, как выяснилось позже, она только запутала всех, не сумев найти отличий между морским индийским рисом и молочным тибетским грибом. Долгое время после этого их так и считали культурами чайного гриба.
И только польский химик Юзеф Болшич расставил все по своим местам. Он сумел доказать, что все три зооглеи являются абсолютно разными культурами, каждая из которых обладает своими собственными особенностями, строением и морфологией, и что каждая культура наделена только ей присущими целебными свойствами. Опираясь на теорию Болшича, натуропат Томаш Громак попытался выявить целебные качества каждой из культур. Но у него ничего не вышло, опять же по причине отсутствия выделения дотаций на исследования грибов. Государству, занятому в тот момент всеобщей перестройкой, было совсем не до грибов.
И все же из всех трех культур чайный гриб наиболее полно был изучен именно в России. За это время его название несколько раз менялось. Сначала культура называлась чайным грибом, затем – волжским грибом, грибом морским, грибом маньчжурским, японской губкой, японской маткой, чайным квасом и просто квасом. Совершенно иначе чайный гриб именовался в Германии, Франции, Китае и Японии. Так, немцы предпочитали звать его чудесным грибом, французы именовали растение «фанго», китайцы – «камбу-ха» (слог «ха» означает «чай»), а японцы и сейчас называют его «комбуча».
Ныне существует даже официальная версия того, как и откуда появился чайный гриб, хотя и она не более чем очередная гипотеза. И все же ученые, занимавшиеся исследованием его истории, утверждают, что родина чайного гриба – это Тибет. Оттуда культура распространилась в Индии, потом в Китае, и в России, из которой уже гриб продолжил свое триумфальное шествие по всей Европе. В европейских странах его специально выращивали в деревянных кюветах. Известны случаи, когда грибок вырастал до огромных размеров и весил свыше 100 кг.
В настоящее время чайный гриб культивируется и в Азии, и в Европе. Он существует как симбиоз двух видов микроорганизмов – уксуснокислых бактерий и дрожжевых грибков. Совместно эти микроорганизмы обеспечивают грибу высокие питательные и целебные свойства, благодаря которым можно как предотвращать различные заболевания, так и лечить их.
Использованная литература: А. Щеглова Чайный гриб. Чудо-целитель в трехлитровой банке.